Можно верить и в отсутствие веры

Можно верить и в отсутствие веры
Пасха была не единственным праздником, который попытались присвоить большевики. Фото: Михаил Ломоносов, «Вечерний Краснотурьинск»

В конце 1980-х годов у группы «Наутилус Помпилиус» вышла известная многим песня «Скованные одной цепью», в которой была такая строчка: «Можно верить и в отсутствие веры». В ней, по моему мнению, нашло отражение устремление миллионов советских людей, воспринявших коммунистические идеалы, о скором наступлении «светлого будущего», в котором нет деления на классы, товарно-денежных отношений, эксплуатации и прочего набора благ, изложенных в программных документах КПСС.

После распада Советского Союза для большинства россиян стало привычным, чтобы не сказать модным, причислять себя к верующим. Год назад, согласно опросу ВЦИОМ, 66% жителей страны считали себя православными христианами, в 2022 году таковых было 68%. Хотя совсем недавно все было иначе. А как именно — подскажет исторический опыт.
Одним из направлений советской власти в борьбе с религией было насаждение новой обрядности в повседневной жизни и внедрение антирелигиозных праздников. Одним из таких обрядов стала «комсомольская пасха».
Публикации в региональной прессе Свердловской области, посвященные данной теме, выделяются тоном заголовков. В частности, материал о подготовке к так называемой «комсомольской пасхе» 1925 года озаглавлен так: «Рассеивай религиозный дурман наукой». Здесь четко противопоставлены друг другу два типа мышления — религиозное и научное — не в пользу первого. По содержанию данные публикации представляют собой методические рекомендации для агитаторов на местах, комсомольских руководителей, с указанием ссылок на безбожную литературу и источники. Таким образом атеистической пропаганде придавалась наукообразность. В тексте даются конкретные советы по данной работе, представленной в виде различных направлений, в частности устной пропаганды.
Одной из форм ее организации были лекции-беседы по определенным темам, которые следовало проводить регулярно в определенные дни недели. Предусматривались выездные мероприятия агитаторов для жителей деревень и заводских поселков. При этом неопытных и неподготовленных лекторов было рекомендовано не допускать для общения с местными жителями, поскольку «их неопытность может только повредить делу безбожия». Другой вариант устной пропаганды — публичные читки антирелигиозной литературы в широком смысле, а также газет или журнала «Безбожник», в частности. 
Кроме этого, предлагалось проводить беседы с диапозитивами с демонстрацией научных и антирелигиозных кинокартин, а также вечера вопросов и ответов и музыкально-драматические мероприятия (чтение стихов, частушек, инсценировки, пьесы). Для вечеров вопросов и ответов также создавались «уголки безбожников», где был справочный стол — по задумке организаторов, желающие могли получить там советы по чтению антирелигиозной литературы. Еще одним элементом такого уголка должна была стать стенгазета безбожников для освещения работы местных комсомольских организаций и фактов исполнения местными жителями религиозных обрядов, а также внедрения советских ритуалов (красные свадьбы, октябрины, отказ посещать церковь, снятие домашних икон и т.д.). Имена и фамилии наиболее «отличившихся» в стремлении порвать с религией предлагалось заносить на специальную красную доску безбожников.
Чтобы проиллюстрировать результаты пропагандистской работы, в газетах приводились сведения о количестве закрытых храмов и церквей, отречении священников от веры в Бога.
В частности, согласно данным газеты «Безбожник», за неполный 1923, 1924 и часть 1925 года по всей стране закрылось 570 церквей, в том числе: 485 православных часовен и храмов, 39 синагог, 24 молитвенных лютеранских дома, 15 мечетей и 7 католических костелов. За тот же период отреклось от религии 299 человек, из них: 247 православных священников, 26 мусульманских мулл, 18 якутских шаманов, 2 баптистских наставников, 1 лютеранский пастор, столько же буддийских духовных лиц, раввинов и ксендзов.
Возвращаясь к цитате из песни «Наутилуса», стоит сказать, что на практике имела место и подпольная вера, когда родители или близкие родственники в тайне от государева ока крестили детей и прятали нательные крестики под пионерским галстуком. Или тайком посещали церковь на Рождество или Пасху. Ведь даже во время хрущевских гонений на церковь в конце 1950-начале 1960-х годов уровень религиозности местного населения, несмотря на работу пропаганды, оставался высоким.

Согласно отчету областного уполномоченного Совета по делам религиозных культов В. Рупасова от 1 июля 1954 года, на тот момент в свердловском регионе насчитывалось 6 зарегистрированных религиозных обществ: 1 иудейского вероисповедания, 3 старообрядческой церкви беспоповского согласия, 1 старообрядческой церкви белокриницкого согласия и 1 мусульманского вероисповедания. Кроме того, В. Рупасовым было выявлено примерно 40-45 незарегистрированных групп верующих. Среди них: старообрядцы белокриницкого согласия — 2, старообрядцы беспоповского согласия — 26, мусульмане — 9, евангелистские христиане баптисты — 5, адвентисты 7-го дня — 1, лютеране — 1, менониты — 1. 
Евангелистские христиане-баптисты (ЕХБ) более значительными группами находились в Карпинске и Краснотурьинске, состоя в основном из высланных немцев. Краснотурьинская группа ЕХБ насчитывала до 100 человек, в числе которых было 22 русских, остальные — немцы, высланные в Краснотурьинск из разных мест Советского Союза в 1941-1942 гг. До 1951 г. эта группа проявляла большую активность, проводила молитвенные собрания и крещение взрослых верующих. После ареста руководителей групп активность верующих уменьшилась. В составе группы только 8 человек были коренными местными жителями: в нее входили люди средних лет и пожилые, молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет насчитывалось 10-15 человек. 
В 2025 году Пасха у православных выпадает на 20 апреля. Фото: Константин Бобылев, архив «Вечернего Краснотурьинска»
Пасха была не единственным праздником, который попытались присвоить себе большевики — та же участь постигла и Рождество, почитаемое православными верующими. Однако в своем стремлении установить диктат атеизма советская власть была успешной лишь на короткой дистанции — исторический забег вдолгую она проиграла. Отчасти из-за своих собственных неумелых действий, отчасти из-за того, что не смогла противопоставить и предложить взамен населению другие «символы веры», которые могли бы порождать новые поколения убежденных последователей. Вместо этого большевики глубоко укоренили моральный и правовой нигилизм в общественном сознании, не оправдав надежды тех, кто изначально встал на их сторону. 
Список использованных источников и литературы: 
Рассеивай религиозный дурман наукой // На смену. — 1925. 28 марта, №23. 
Церковный корабль рушится // На смену. — 1925. 31 марта, №24.
Федорова М.А. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в Совет по делам религиозных культов при правительстве СССР (1954) // Документ. Архив. История. Современность. — 2005. — Вып. 5. — С. 401–413.

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных